Аббревиатура «SSC» в названии болида означает «Supersonic Car», то есть «Сверхзвуковой автомобиль». Хотя официально звуковой барьер был преодолен автомобилем Thrust SSC в 1997 году, на этот раз планируется повысить рекордный показатель примерно на треть, до круглой цифры 1000 миль в час (1609 км/час). Возглавляет проект, поддерживаемый министерством науки Великобритании, инженер Ричард Нобл, а в роли водителя выступит пилот истребительной авиации Энди Грин. Они же работали и над проектом Thrust.
Хотя образ летчика-истребителя за рулем гоночного автомобиля может показаться забавным, такой выбор вполне логичен. Автомобиль не просто будет разгонятся до скоростей, присущих реактивным самолетам, но и приводиться в движение авиационной турбиной. В качестве основной силовой установки будет использоваться турбореактивный двигатель EuroJet EJ200, устанавливаемый на истребители Eurofighter Typhoon. Для помощи в преодолении звукового барьера и достижения максимальной скорости даже будут использованы компактные ракетные ускорители. Роль вспомогательной установки, обеспечивающей работу электрических, гидравлических и топливных систем, будет играть восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания производства Jaguar.
Уникальный автомобиль требует уникальных решений. Это та самая ситуация, когда аддитивные технологии показывают себя во всей красе. Так как автомобиль предназначен для пилотирования одним единственным водителем, дизайнеры изо всех сил стараются сделать кабину и инструменты максимально удобными для Энди Грина. Даже руль (возможно, правильнее было бы называть его штурвалом) изготовлен с нуля и с учетом не только удобства, но и высоких нагрузок.
«Что касается руля, мы решили сделать что-то знакомое Энди, а раз он пилот истребителя, мы оттолкнулись от ручек управления полетом, как в военных самолетах. Чтобы получить идеальную форму, мы немного побаловались обратной инженерией: сначала сделали глиняные оттиски по его хватке, потом оцифровали их 3D сканированием и использовали результаты для моделирования ручек. Подобрав идеальное расстояние между ручками, мы нарисовали остальные формы штурвала, а затем напечатали дешевый пластиковый прототип для тестирования. Энди подержал его в руках и остался доволен – мы, в общем-то, попали прямо в точку. Каждая ручка выполнена с тремя кнопками и рычажками с задней стороны, управляющими ракетными ускорителями, радиосвязью и другими системами», – рассказывает инженер Дэн Джонс.
Как заявляют конструкторы, пилоту практически не придется снимать руки со штурвала, но на всякий случай все важные функции, включая тормозной парашют, продублированы дополнительными переключателями в кабине. Еще несколько лет назад вклад 3D-печати ограничился бы быстрым прототипированием пластикового образца, совершенно непригодного в качестве финального изделия, так как нагрузки на штурвал могут достигать 300 кг. Но теперь существует возможность аддитивного производства металлических изделий, а потому инженеры решили напечатать копию согласованного прототипа из титана. Готовый штурвал имеет полую структуру для размещения проводки и переключателей, усиленную ребрами жесткости. На печать штурвала из порошкового титанового сплава ушло около десяти часов. Как отмечают конструкторы, 3D-печать рулевого устройства оказалась несравнимо проще, быстрее и выгоднее в сравнении с литьем, да еще и облегчила процесс кастомизации.
Но дело не ограничится одним лишь штурвалом. «В самой передней части автомобиля будет наконечник, который мы собираемся напечатать, а затем закрепить на носовом обтекателе. Еще мы, скорее всего, напечатаем пластиковые корпуса для электронных приборов и даже рассматриваем один хитроумный вариант шарниров аэродинамического тормозного щитка, но тут необходимо в первую очередь исходить из соображений безопасности», – поясняет Джонс.
Рекордный заезд Bloodhound SSC намечен на ноябрь 2017 года.
>>>БАЗЫ ДАННЫХ(EMAIL, ТЕЛЕФОНЫ). БЕСПЛАТНО.<<<
Добавить комментарий