Основные заказчики 3D-печати — промышленные дизайнеры, архитекторы, инженеры, ювелиры. Производители товаров посредством прогрессивной технологии ускоряют вывод новинок на рынок. “Дизайнеры и хардверные стартапы печатают деталь за сутки, а так потратили бы неделю на выпиливание лобзиком”,— говорит Иванов.
Андрей Вековищев, руководитель отдела промышленного дизайна компании “Световые технологии” (производит светодиодные светильники), рассказывает, что раньше они отправляли детали на печать в Москву из Рязани, где находится производство. На что из-за бумажной волокиты уходило до четырех недель. В связи с этим “Световые технологии” обзавелись собственным принтером и теперь за неделю успевают протестировать
два-три прототипа продукта.
Ювелиры, вместо того чтобы несколько дней вручную изготавливать форму для отливки, печатают так называемые восковки с точностью как минимум 16 микрон (у Picaso 3D Designer — 50 микрон), с помощью которых потом отливают изделия из драгоценных металлов. “С помощью 3D-принтера я могу изготовить все, что угодно. Без него пришлось бы делать вручную, сосредоточившись на одном ремесле — допустим, резьбе по дереву”,— говорит промышленный дизайнер Ярослава Барменкова. По наблюдению Константина Иванова, 3D-принтеры являются источником новых веяний в дизайне — для экономии материала объекты делают ажурными.
“Световые технологии” планируют напечатать и тестовые партии товара. Правда, потребуется еще один принтер для деталей из металла — алюминия, нержавеющей стали, титана, бронзы и т. д. “Получаются честный материал и приятная шероховатая поверхность”,— говорит Андрей Вековищев. Стоить принтер будет 20-25 млн руб., а цена нынешней их модели, использующей поликарбонат,— около 5 млн. Мелкосерийная печать оправдана при серии до 100 штук, подсчитал Иванов.
Пока, впрочем, 3D-распечатки не идеальны. Константин Иванов демонстрирует браслеты, изготовленные из полиамида по технологии лазерного спекания (SLS). Красивые, гибкие, но шершавые и пористые — не похоже на сияющую магазинную бижутерию. “Можно обработать, покрыть лаком. К тому же технологии совершенствуются”,— говорит он. Еще недостаток — большинство принтеров, в том числе промышленные, печатают объекты размером максимум 50 см по большей стороне. И только из одного материала — принтеры, работающие одновременно с двумя, появились лишь недавно. А полноцветное производство обеспечивает только хрупкий гипс. На массовый рынок 3D-печать пробивается с трудом.
Ашхен Овсепян, основатель компании SIU System, поставщика домашних 3D-принтеров Cube говорит, что Россия — одна из первых стран, где эти принтеры взяли на свои полки крупные торговые сети — такие, как “Юлмарт”, “М.Видео”, “МедиаМаркт”. Материал для Cube делается из кукурузы или сахарного тростника. “Есть расчеты, согласно которым 3D-печать таких простых вещей, как вешалки, крючки для штор, чехлы для смартфонов и тысячи других мелочей, обойдется дешевле, чем их покупка в магазине”,— рассказал Климент Мерзляков, маркетолог-аналитик “Юлмарт”. Впрочем, оговаривается Мерзляков, в основном в “Юлмарте” 3D-принтеры приобретают “в качестве дорогостоящей игрушки для интересного и полезного досуга”, да и продажи пока единичные.
Действительно, зачем пользоваться 3D-печатью, когда товаров и так хватает? Пусть даже принтер не дома, а в мастерской, где есть разные материалы. 3D-печать дает кастомизированные продукты, объясняют продавцы принтеров.
Понятно, что, скажем, протез всегда лучше изготовить в точности “под себя”. Отдельное направление — 3D-фото, печать фигурок людей из гипса, объемных портретов. Пока это дорого: 3D-портрет обходится в 5-10 тыс. руб. А что еще? “Допустим, человек постоянно пользуется батарейками, но ему не подходит держатель для них на восемь штук, он хочет добавить две секции — и может это сделать. Я уже почти ничего не покупаю, а печатаю. Вот стаканчик для канцелярских принадлежностей, мы нарисовали его под размер бумаг для заметок”,— говорит Иван Мошкин, основатель “Лаборатории трехмерной печати”.
Все это, конечно, вряд ли тянет на революцию, которую ждут от 3D-печати. И возможно, технология еще долго не выйдет за пределы B2B. Чтобы вышла, производители принтеров, научившиеся творить чудеса с формой, должны, в частности, серьезно поразмыслить над содержанием — возможностью печатать на дому из разных материалов.
По материалам Коммерсант-Деньги
>>>БАЗЫ ДАННЫХ(EMAIL, ТЕЛЕФОНЫ). БЕСПЛАТНО.<<<
Добавить комментарий