Ростех планирует создать единый Центр аддитивных технологий в Рыбинске. За мудрёным названием скрывается проект, призванный защитить российских авиапроизводителей от импортозависимости. Аналоги деталей европейских и украинских компаний, необходимых для производства двигателей гражданских и военных самолётов, будут печататься на лазерных 3D принтерах. Первые экземпляры планируется получить к 2025 году.
Западные санкции вкупе с заметно просевшим в 2014 году рублём заставили многие промышленные гиганты ещё активнее искать аналоги зарубежным технологиям. Особенно это коснулось сферы гражданской и военной авиации, где зависимость отечественных производителей часто достигает трети от всех деталей, используемых в выпускаемой технике.
Российские производители авиационных двигателей и газотурбинного оборудования, уже как минимум четвёртый год занимающиеся замещением импортных газовых турбин, решили прибегнуть к так называемым аддитивным технологиям. Они предполагают, в частности, 3D моделирование и “печать” деталей по аналогии с классической 3D печатью, рассказал представитель госкорпорации “Ростех”.
Как правило, отечественные промышленники получают детали одним из двух путей: либо заказывают за рубежом, либо сами, если могут, выплавляют их по специальным формам. Появление лазерного плавления в принципе в разы дешевле и заменяет собой оба варианта: в качестве материала для будущей детали используется специальный порошок, как в 3D принтере, который с помощью точного и горячего лазера сплавляется в нужную форму с точностью до миллиметра.
— Такая технология, при условии конвейерного производства, намного дешевле традиционного “заливания” формочек и вырезания детали. Особенно это актуально для военной отрасли, очень чувствительной к импортным технологиям, — пояснил военный эксперт Алексей Леонков.
Ростех планирует консолидировать все усилия по переводу двигателестроения на “печатные” технологии в едином Центре аддитивных технологий (ЦАТ), который будет создан на базе рыбинского НПО “Сатурн” (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха), рассказал представитель корпорации.
По его словам, в таких технологиях действительно заинтересованы производители как гражданской, так и военной авиации. К примеру, Объединённая авиастроительная корпорация, “Роскосмос”, ОДК, “Вертолёты России”, КРЭТ и “Технодинамика”. Кстати, интерес наблюдается и у иностранного бизнеса, к примеру у представителей Российско-Сингапурского делового совета. Говорить о стоимости создания центра пока рано.
Первые гражданские и военные самолёты с частично “печатными” двигателями пройдут свою сертификацию не раньше 2025–2030 года, рассчитывают в Ростехе. Доля инновационных деталей будет до 20% от всей массы двигателя, уточнил генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.
По словам конструктора, внедрение новых технологий позволит в три раза снизить время и в два раза сократить стоимость изготовления серийных деталей. Это абсолютно новая технология для российского двигателестроения, соглашается Леонков.
— По деньгам это дешевле, чем постоянно отливать из формочек. К тому же такая технология даёт точность исполнения деталей, процент брака тут практически нулевой, — считает он.
Несмотря на ощутимый экономический эффект, сразу пересаживать все изготавливающиеся на заводах ОДК двигатели Ростех пока не спешит. Для начала на тесты возьмут новейшие ПД-14 и пока даже не вышедший ПД-35.
Оба двигателя для России — настоящие нацпроекты. Если первый предназначен для нового российского авиалайнера МС-21, то второй — для перспективных широкофюзеляжных российско-китайских пассажирских самолётов. “Вертолётный” аналог ПД-14 — ПД-12 — и вовсе был призван заместить украинские движки Д-136 от “Мотор Сича”. Отметим, что как раз из-за проблем с этими силовыми установками стопорится продвижение некоторых амбициозных авиапроектов Москвы и Пекина.
Несмотря на холодную войну, в середине февраля украинская компания всё же выразила желание участвовать в поставке этих двигателей для ещё одного российско-китайского мегапроекта — тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26. С помощью лазерного принтера можно будет замещать не только детали двигателей, но и комплектующие для самолёто- и вертолётостроения, утверждает представитель Ростеха.
— Даже самые сильные договорённости о закупках импортных деталей всё равно несут большой риск, особенно если ведётся война. Если поставки неожиданно прервутся, вся наша техника просто сядет на землю, — замечает Алексей Леонков.
Впрочем, одними только самолётами и вертолётами “лазернопечатное” импортозамещение не ограничится.
— Беспилотный летательный аппарат, полностью изготовленный по технологии 3D печати, был представлен Ростехом в рамках выставки “Иннопром” в прошлом году. Производство такого беспилотника занимает около одного дня, а его составные части перед запуском собираются, как конструктор, в течение 15–20 минут. Холдинг “Швабе” с помощью технологии 3D-печати производит детали для цифровой фототехники и медицинской техники, — сообщили в госкорпорации.
>>>БАЗЫ ДАННЫХ(EMAIL, ТЕЛЕФОНЫ). БЕСПЛАТНО.<<<
Добавить комментарий